Блог

Как привлечь детей и взрослых в процесс разработки дизайна детских площадок

Современные дизайнеры игровых площадок часто ставят своей целью вовлечение сообщества, и в особенности – детей, в процесс разработки и проектирования дизайна будущей площадки. Это и не удивительно, ведь располагая максимально точной информацией, можно создать продукт, который будет радовать и детей, и взрослых.

Но это в теории, а на практике зачастую всё ограничивается просмотром уже существующих проектов и изучением заочной информации, которая черпается из свободного доступа в интернете.

Мы же постараемся вывести для вас список вопросов, которые должен задать каждый дизайнер или проектировщик, в идеале – не только себе, но и окружающему ему сообществу, а еще лучше – будущему потребителю. Практический список вопросов для детей и взрослых, который вызывает не только воспоминания, но и чувства, которые они испытывали во время игры на детских площадках. Кроме того, мы с удовольствием приведем реальные и успешные примеры, когда дизайнеры крайне творчески использовали обратную связь с обществом и полученную от него информацию. В частности, информацию о том, что иногда людям – и большим, и маленьким – хочется рисковать и чувствовать себя победителем.

Откуда черпать информацию?

Давайте зададимся вопросом: «Откуда мы можем узнать, что дети и взрослые нуждаются в игровых площадках?». И как мы можем убедиться, что эти игровые площадки являются жизненно важным общественным пространством? Правильно, надо просто спросить. Это самый простой и действенный способ получения нужной вам информации. Как вы будете это делать и какие инструменты для этого использовать — зависит исключительно от вашего желания и возможностей. Вы можете опросить своих близких друзей, родственников и их детей. Можете устроить опрос в социальных сетях на своей странице или странице своей компании. Вы можете приходить на детские площадки и собирать информацию оттуда.

Ниже вы найдёте список вопросов, которые помогут осветить не только практическую, но и эмоциональную сторону вопроса потребностей относительно игровых площадок. И не удивляйтесь, что в этом списке совсем не будет вопросов, которые напрямую задевают тему детских площадок. Если вы напрямую зададите вопрос «чего тебе не хватает на детской площадке?», то получите такой же прямой ответ: дети будут воспроизводить по памяти то, с чем они когда-либо уже сталкивались; а взрослые вероятнее всего ответят, что их всё устраивает. Работать с такой информацией сложно и непродуктивно, поэтому мы предлагаем вам строить диалог по-другому.

Спросите у детей:

  • Какие самые опасные и страшные места вы когда-либо посещали?
  • Куда бы вы хотели поехать в одиночку?
  • Где бы вы хотели оказаться прямо сейчас?
  • Что вы делаете, если ваши родители не разрешают вам пробовать что-либо?
  • На какую максимальную высоту вы когда-либо поднимались/залазили?
  • Куда ты пойдешь, чтобы побыть одному? Побыть с друзьями?
  • Какая самая большая глупость, которую вы когда-либо совершали?
  • В какие подвижные игры вы любите играть?

Спросите взрослых:

  • Где вы играли в детстве? В юношестве?
  • Расскажите мне о том районе, где вы выросли.
  • Какие сумасшедшие поступки вы совершали, когда были молодыми?
  • Где вы проводите свободное время?
  • Какими активными видами развлечений вам нравится заниматься вместе с детьми?
  • У вас было любимое личное пространство в детстве?
  • Какие чувства или переживания вы хотите, чтобы ваши дети испытывали: например, риск, страх, удовольствие, неудачу, безмятежность, радость, удовлетворение, адреналин, спокойствие и тд?

Но задавать вопрос и коллекционировать информацию – это всего лишь половина дела. Теперь важно разобраться и проанализировать полученные данные. И на данном этапе каждому проектировщику или дизайнеру важно думать широко и развернуто. Например, если ребенок говорит, что ему нравится лазить на деревья, но родители запрещают ему это делать, то, возможно, вам необходимо подумать о доступе к высоким объектам, которые только выглядят небезопасными и устрашающими, куда не каждый ребенок попадёт с первой попытки. Но когда он там окажется, то будет чувствовать себя настоящим покорителем высот и испытает неимоверную радость. Другим примером может быть ответ ребенка, куда он отправится, чтобы уединиться самому или с несколькими друзьями. Подумайте о том, как создать небольшие интимные, личные, даже можно сказать скрытые пространства для такой дружбы и взаимодействия маленьких людей; пространства, в которых ребенок испытает спокойствие и защищенность.

Далее мы приведем примеры трёх замечательных проектов, которые были реализованы на основании собранной информации посредство опросов взрослых и детей.

Игровая площадка в парке Belleville, Париж





Предыстория говорит нам о том, что население города попросило властей отреставрировать игровую площадку, которая располагалась на склонах высокого холма местного парка и находилась весьма в плачевном состоянии.

В рамках подготовки к выбору команды дизайнеров городские власти наняли специальную компанию-координатора CODEJ (Le Comité pour la Développement d’Espaces pour le Jeu) для проведения опросов и семинаров с родителями и детьми в надежде собрать актуальную информацию относительно пожеланий и предпочтений посетителей парка.

Каково же было их удивление, когда первоочередными ценностями среди опрошенных стало умение принятия решений в рискованных и непредсказуемых ситуациях. Относительно этих двух составляющих — риск и непредсказуемость результата — была спроектирована детская игровая площадка, которая гармонично вписалась в окружающий ландшафт.



Готовая игровая площадка в парке Belleville отображает лучший тип здорового риска: игра на открытом воздухе, где дети имеют множество вариантов преодоления препятствий и никогда не знают точно, к чему приведет выбор того или иного пути. Площадка имеет несколько уровней, включая бетонное основание с разными гранями, на которое дети так же могут взбираться.; комбинацию всевозможных препятствий из дерева, которые на первый взгляд могут показаться безумными; а также большую оранжевую башню, к которой не так и легко добраться с первого раза и необходимо разработать оптимальный маршрут прохождения.






Игровая площадка Klong Toey Community Lantern, Бангкок

К еще одному непредсказуемому результату привел опрос норвежской компании TYIN Tegnestue Architects, которая, работая в бедном районе Бангкока, попросила местных детей описать и нарисовать свои дома. Проанализировав описание и детские рисунки, на которых было слишком много света, архитекторы пришли к выводу, что тень является для детей оцененной роскошью и могла бы стать ключевой особенностью в разработке дизайна. Кроме того, архитекторы попросили детей взять с собой из дома по одному предмету и рассказать о нем. Внимание архитекторов привлек граненный стакан, который принёс один ребенок, и постоянно норовил поймать с его помощью «солнечных зайчиков». Эта ситуация вдохновила дизайнеров на создание кроме того хорошо освещаемого игрового пространства посредством множества подвесных огней, чтобы дети и окружающее сообщество чувствовали себя в безопасности на площадке в темное время суток.


Вскоре компания представила свой продукт как Защищенное многопользовательское пространство Klong Toey Community Lantern, которое включает в себя два уровня (также вдохновленные рисунками детей, на которых они наблюдают друг за другом сверху), на которые можно с легкостью взобраться прямо по стенам прямоугольной конструкции, где компактно размещены сцены для выступлений, площадки для активных игр с мячом или укромные уголки для дружеских посиделок. Все эти элементы игровой конструкции были разработаны исключительно на основании проведенных опросов и собранной информации.



Игровое пространство Barnetraakk, Норвегия

Еще одну необычную на первый взгляд реализацию игрового пространства предлагает та же компания TYIN совместно с Rintala Eggertsson Architects под названием Barnetraakk. По факту, это небольшой пробный, экспериментальный проект, который выполнялся с целью выявления потенциальных сложностей и значимых факторов, которые могли бы повлиять на процесс основного проекта и на его результат. Проект был разработан специально для муниципалитета Gran и Государственного департамента дорог. Главной целью была разработка объектов для активной игры, на которых дети могли бы останавливаться и взаимодействовать, когда они шли или ехали на велосипеде в школу.



Финишный дизайн игрового пространства оказался довольно спорным, но совсем незаурядным: объединение несколько обособлено стоящих «хижин» или «будок» с яркоокрашенными и неожиданными интерьерами внутри.

Если бы детей напрямую спрашивали, чтобы они хотели увидеть в подобного рода «хижине», маловероятно, что они рассказали бы о лестнице в никуда или наборе широких полочек.


Реализация этого проекта позволила создать красивое, лаконичное, но недорогое игровое пространство при ограниченном бюджете, которое может быть воспроизведено не однократно на других норвежских дорогах. Пространство, где можно организовать магазин или поиграть в больницу; представить себя, выступающим на сцене; играть в прятки, прячась под полками и лавочками, или перелазить с одной на другую; забраться во внутрь через открытое окно или просто посидеть с друзьями, читая книгу.




Все мы можем извлечь положительные уроки из этих трёх примеров. Информация, полученная с помощью опросов порой способна привести к непредсказуемым и ошеломляющим результатам. Но будьте готовы к тому, что не существует «правильных» вопросов, не ожидайте предопределенных ответов, и не ждите единой интерпретации одних и тех же вещей разными людьми. Надеемся, что наша статья побудит вас чаще прибегать к опросам детей и взрослых перед началом проектирования очередной детской площадки. Ведь главная цель такого подхода к проектированию – это создание игровых площадок, которые стимулировали бы творческий, гармоничный и здоровый городской образ жизни; создание современных, а главное – «живых», игровых пространств.

Твои незабываемые впечатления